+7 495 673-09-99
Необычные новогодние подарки из фарфора.

Гжель

Из истории старинного центра производства фарфора в России

Российский район Гжель, объединяющий 27 деревень, расположен в 60 км от Москвы по линии железной дороги Москва - Казань. Сегодня «гжельский куст», а именно так называется эта местность, входит в состав Раменского района Московской области. Само слово «гжель» пришло к нам из балтийского региона, так в Приднепровье протекает река под названием Гжелька.

Впервые эта местность была упомянута в духовной грамоте князя Московского Ивана Калиты, и уже в древнейших времен она была известна своими глинами, добыча которых в этом регионе велась с XVII века. Гончарным ремеслом там занимались издавна: изготовляли всевозможную посуду, вазы и игрушки. С XVII в. в мастерских начала выпускаться и «чернолощенная» керамика. С 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича глина использовалась для изготовления аптекарских сосудов. 

Кстати, именно из гжельских глин Дмитрий Иванович Виноградов в 1740-х годах изготовил первый образец фарфора. Ученый М.В. Ломоносов оценил, назвав их такими, «…которых нигде не видал белизною превосходнее…». А самый белый и чистый порцелин Виноградов получил, смешав оренбургскую глину с черноземной глиной из Гжели.

К началу XIX в. в поселении работало порядка 25 гончарных заводов, изготовляющих гончарную посуду, кирпич, а также детские игрушки, образцы которых сохранились до наших дней. Это и белые лошадки, и куколки, а также миниатюрная посуда, которая расписывалась в народном стиле желтыми, синими и коричневыми красками. Эта посуда называлась «муравленой».

Открылся тут и первый фарфоровый завод, основателями которого стали братья Куликовы. Сам Павел Куликов познакомился с техникой изготовления фарфора на заводе промышленника Отто в селе Перово. В это же время возле села Минино была найдена серая глина светлого оттенка, благодаря чему возникло производство полуфаянса, из которого изготовляли кувшины и квасники (это вид декоративных кувшинов, с кольцевидным туловищем, длинным носиком на четырех ножках), роспись по которым выполнялась подглазурной синей смальтовой краской. Полуфаянс возник как подражание английскому фаянсу, однако, уступая последнему в качестве. 

Во второй половине XIX в. Гжель славилась своей тонкой фарфоровой и фаянсовой посудой, заводов было уже больше 50, крупнейшими из которых стали Кузнецовские, которые, вскоре после Октябрьской революции были национализированы. Основными изделиями заводов в то время были квасники, кружки, чайники, пиалы, подсвечники и даже рукомойники, которые хранятся в крупнейших музеях России. 
Возрождение промысла началось только в 1920-х годах, и то лишь в отдельных гончарных мастерских, и постепенно в Гжели сконцентрировалось больше половины всех предприятий России по производству фарфора и фаянса. 

Подлинное возрождение традиций произошло уже после Великой отечественной войны, и связано с именем искусствоведа А.Салтыкова и художницы Н.Бессарабовой. За основу ими была принята одноцветная подглазурная роспись кобальтом. 
Причинами популярности гжели является её особая декоративность, милая затейливость и неисчерпаемая фантазия сувенирных изделий. Кроме того, в ней всегда присутствует особенный жизнеутверждающий характер, а работа мастеров способна покорить любого, даже самого требовательного покупателя, образностью и великолепным мастерством росписи.