Гжель
Из истории старинного центра производства фaрфора в России
Российский район Гжeль, объединяющий 27 деревень, расположен в 60 км от Москвы по линии железной дороги Москва - Казань. Сегодня «гжeльский куст», а именно так называется эта местность, входит в состав Раменского района Московской области. Само слово «гжeль» пришло к нам из балтийского региона, так в Приднепровье протекает река под названием Гжeлькa.
Впервые эта местность была упомянута в духовной грамоте князя Московского Ивана Калиты, и уже в древнейших времен она была известна своими глинами, добыча которых в этом регионе велась с XVII века. Гончарным ремеслом там занимались издавна: изготовляли всевозможную посуду, вазы и игрушки. С XVII в. в мастерских начала выпускаться и «чернолощенная» керамика. С 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича глина использовалась для изготовления аптекарских сосудов.
Кстати, именно из гжeльcких глин Дмитрий Иванович Виноградов в 1740-х годах изготовил первый образец фaрфoра. Ученый М.В. Ломоносов оценил, назвав их такими, «…которых нигде не видал белизною превосходнее…». А самый белый и чистый порцелин Виноградов получил, смешав оренбургскую глину с черноземной глиной из Гжeли.
К началу XIX в. в поселении работало порядка 25 гончарных заводов, изготовляющих гончарную посуду, кирпич, а также детские игрушки, образцы которых сохранились до наших дней. Это и белые лошадки, и куколки, а также миниатюрная посуда, которая расписывалась в народном стиле желтыми, синими и коричневыми красками. Эта посуда называлась «муравленой».
Открылся тут и первый фaрфоровый завод, основателями которого стали братья Куликовы. Сам Павел Куликов познакомился с техникой изготовления фapфора на заводе промышленника Отто в селе Перово. В это же время возле села Минино была найдена серая глина светлого оттенка, благодаря чему возникло производство полуфаянса, из которого изготовляли кувшины и квасники (это вид декоративных кувшинов, с кольцевидным туловищем, длинным носиком на четырех ножках), роспись по которым выполнялась подглазурной синей смальтовой краской. Полуфаянс возник как подражание английскому фаянсу, однако, уступая последнему в качестве.
Во второй половине XIX в. Гжeль славилась своей тонкой фapфоровой и фаянсовой посудой, заводов было уже больше 50, крупнейшими из которых стали Кузнецовские, которые, вскоре после Октябрьской революции были национализированы. Основными изделиями заводов в то время были квасники, кружки, чайники, пиалы, подсвечники и даже рукомойники, которые хранятся в крупнейших музеях России.
Возрождение промысла началось только в 1920-х годах, и то лишь в отдельных гончарных мастерских, и постепенно в Гжeли сконцентрировалось больше половины всех предприятий России по производству фaрфора и фаянса.
Подлинное возрождение традиций произошло уже после Великой отечественной войны, и связано с именем искусствоведа А.Салтыкова и художницы Н.Бессарабовой. За основу ими была принята одноцветная подглазурная роспись кобальтом.
Причинами популярности гжeли является её особая декоративность, милая затейливость и неисчерпаемая фантазия сувенирных изделий. Кроме того, в ней всегда присутствует особенный жизнеутверждающий характер, а работа мастеров способна покорить любого, даже самого требовательного покупателя, образностью и великолепным мастерством росписи.