+7 495 673-09-99
Необычные новогодние подарки из фарфора.

Фарфоровые коллекции

На протяжении многих веков фарфор является символом достатка и роскоши.Изобретенный в Китае и завезенный в Венецию в начале 13 века, этот материал с первого взгляда покорил европейцев своей чистотой и изяществом. Изделия из фарфора ценились очень высоко, а черепки от случайно разбившейся посуды не выбрасывались, а оправлялись в драгоценные металлы и служили в качестве украшений.

Самой первой большой коллекцией фарфора стала Дрезденская коллекция, начало которой было положено в 1697 году правителем Саксонии Фредериком Августом I, известным как Август Сильный. Наряду с ним интерес к собиранию фарфора проявляли и другие монаршие особы Европы: герцог де Бурбон Луи Анри II, регент Французского королевстваФилипп II - племянник Людовика XIV, а так же первая королева Пруссии - София Шарлотта Ганноверская, во дворце которой был выстроен фарфоровый зал, содержащий прекрасное собрание китайского фарфора.

Секрет производства фарфора долго не давался европейцам, однако после двух веков бесплодных попыток рецепт был найден. И в 1710 году под патронажем Августа Сильного была открыта первая фарфоровая мануфактура в Европе - Мейсен, изделия которой в настоящее время являются коллекционными.

В лучших домах России фарфор начал появился в XVII веке, чаще в качестве подарков от иностранцев. Первую коллекцию организовал Петр I, побывавший в Пруссии и «заразивший» в последствии русскую аристократию модой на фарфор. Среди известных ценителей были Екатерина II, князья Юсуповы, графы Строгановы, Карл Фаберже.

В 1744 году в России был заложен Императорский фарфоровый завод, который положил начало традиции русского фарфора. Однако, несмотря на более широкое распространение, изделия из фарфора еще долгие десятилетия оставались предметами статусными, которые держались в доме ради престижа и повседневном обиходе не использовались. Благодаря техническому развитию процесс производства фарфора все более прогрессировал и изделия в конце концов получили массовое распространение. Однако, настоящие произведения искусства из фарфора ценятся все так же очень высоко и являются предметами коллекционирования.

Современные коллекционеры собирают чашки, тарелки, редкие вазы и коллекционные сервизы. Начинающие отдают предпочтение пластике - куклам и статуэткам. Главным критерием при определении коллекционной ценности является художественная ценность изделия из фарфора, его возраст, редкость и сохранность. При этом качество фарфора не играет ключевого значения - при производстве старых экземпляров часто встречаются технологические погрешности.

С точки зрения географии производства, особенной популярностью у коллекционеров пользуется, конечно, старый китайский фарфор, российский и западноевропейский: севрский, мейсенский, берлинский. Из российского фарфора наибольшую ценность представляет Императорский, в большейстепени за свои художественные качества. Менее ценны изделия производства небольших частных мануфактур - Гарднера, Корниловых, Кузнецова, Попова. Несколько десятилетий назад существовала мода на «Агитфарфор» - первый советский фарфор, выпущенный Императорским заводом, которая, однако, быстро прошла в связи с большим количеством подделок.

По мнению экспертов, коллекционный фарфор является хорошей инвестицией, что уже давно поняли на Западе, где находятся лучшие частные коллекции, в том числе и российского фарфора. Самыми известными собраниями являются коллекция основателя фирмы Феррари и коллекция Мстислава Ростроповича, а самой красивой - собрание совладельца галереи «Popov» в Париже Мориса Барюша.